Паркур. Вертикальные пешеходы, или Прыжок в другое сознание

21 Июл 2012
Рубрика  Это интересно

— Почему вы прыгаете?

— А почему вы — не прыгаете?

Давид Белль

Это была попытка создать не философию, не новое развлечение, а учение — в том смысле учение, который вкладывают в слово на востоке. Попытка оказалась неудачной. Пока. Ведь удары и переломы заставляют нас быть осторожнее, сильнее и более продуманно двигаться к цели. Если цель действительно важна.

Трейсеры и мы

Фильм про паркур "Настоящая история"В 2009 году в России вышел короткометражный фильм «Настоящая история». Героями фильма стали российские трейсеры, а режиссёром — Олег Краснянский, основатель первой в России команды паркура  The Tracers. Съёмки фильма происходили в Москве, Крыму, Магнитогорске и Тунисе. Во время съёмок в Магнитогорске была запланирована сцена на металлургическом комбинате. Кто пустит на комбинат? Решили проходить по трубе на высоте 20 метров над землёй. Когда оказались над центральным цехом комбината, были замечены рабочими. Тревога,  милиция, погоня. Уходить пришлось тем же путём — по трубе, бежать под криками и взглядами на высоте 20 метров — все видят, но… не могут достать! Конструкция комбината позволила оторваться от погони, а уже на территории возле комбината трейсеры остановили машину с рабочими и выехали за пределы. Рабочие не сдали их охране…

Хулиганы? В обывательском (только ли?) понимании — да. Провокаторы? Ещё как! Но только в том, что касается именно обывательского, причём уязвлённого, представления о жизни. Молодые люди, которые при необходимости или под настроение не спускаются по лестнице, а преодолевают её в несколько прыжков через перекрёстные пролёты или с разбега прыгают на каменную стену и через секунду оказываются на противоположной стороне, ни с чем положительным у Зинаиды Петровны или Олега Васильевич не ассоциируются.

Краткая история паркура: «…даже если вы проигрываете, ваши ценности остаются с вами» (Давид Белль)

В России паркур официально появился в начале XXI века, вместе с уже упомянутым Олегом Краснянским.  Тот первым побывал в Франции, в Лиссе, и встретился с легендарным Давидом Беллем — создателем и учителем. К этому времени история паркура прошла основные фазы становления, разделившись на два концептуально разных течения — паркур и фриран: первый остался учением и образом жизни, второй коммерциализировался и деградировал в шоу.

Чем кажется паркур со стороны, мы сказали выше, — чистым хулиганством. Паркурщики прыгают с одного здания на другое, взбираются по стенам, их отлавливает милиция, боятся честные граждане, иногда — обоснованно.

Учение, созданное как саморазвитие, как преодоление себя и своих страхов, в головах некоторых юных и не очень его представителей превратилось в способ легко жить: украл еду или одежду — и моментально исчез из поля досягаемости. А ведь смысл его совсем в другом.

Давид Белль — французский актёр и создатель паркура, формулируя концепцию учения как «нет границ — есть лишь препятствия», имел в виду прежде всего внутренний мир человека. Совершая ежедневно 50 тренировочных прыжков, отрабатывая Cat Balance — стойку с сохранением баланса, Drop — прыжок с высоты — и другие обязательные элементы, человек безусловно научится преодолевать при необходимости невероятные для обычного смертного препятствия. Но и не это главное.

«Люди тренируют страх», — говорит Белль. Всю жизнь. Они боятся ходить по тёмным улицам. Боятся шпаны. Не могут помочь себе в трудной ситуации. Белль рассказывает, как однажды помог парню, захлопнувшему дверь и оставившему ключи в квартире. Тот стоял перед своим балконом, расположенном на шестом этаже, и только беспомощно сокрушался. Давид в несколько приёмов очутился на балконе и открыл беспомощному дверь.

По Беллю, в этом и есть смысл паркура — помочь себе, переместиться из А в Б, когда это нужно. «Тренировки должны быть похожи на реальную жизнь», — говорит он, только тогда и возможен успех. «Жизнь — это уже риск. Мы рискуем всё время, а сильнее остальных рискуют те, к то к ней не готов» (Белль).

По-другому считал его друг (ранее) Себастья Фукан. Он не исключал для паркура — рационального преодоления препятствий — коммерческой составляющей. То, что мы видим в роликах, фильмах, большею частью фриран — движение, отпочковавшееся от паркура вместе с Фуканом, — зрелищное, красивое в ущерб практичности и безопасности. Хотя еще раньше Фукана ушли ученики и друзья из группы «Ямакаси», подписав контракты с мюзиклом «Notre Dame de Paris» ( о группе — по мотивам скорее — снят фильм Люка Бессона Yamakasi)

Паркур: вы никогда не проигрываете!

Учение в том виде, в каком его создавал Белль, имеет совсем немного последователей. Есть, например, в Подмосковье, в одном из посёлков для «творческих отпусков», Дом паркура. В роскошном советском интерьере (именно роскошном!) проживают молодые люди из разных концов страны, которые ничем, кроме паркура, не занимаются… Людям часто и за 30, но они считают нормальным «заимствовать» средства для существования у непродвинутого общества.

О другом мечтал Белль. Он верил, что паркур даёт человеку духовную силу — наподобие боевых восточных практик. «Вы сильны в тот момент, когда вы идёте со своей правдой к своей цели», и половина успеха в достижении цели — это преодолённый страх.

Но главное не в этом. «…даже если вы проиграете, ваши ценности остаются с вами» — с вами остаются вера в себя, в добро, в возможности мира и его совершенствования. Таким видел результат паркура Белль. И верится, что таким он и будет — совершив еще один мощный прыжок…


»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>