Современная немецкая архитектура. Свобода и зависимость

18 Июн 2012
Рубрика  Разное

Точкой отсчёта для нового периода развития в немецкой архитектуре можно считать вечер 9 ноября 1989 года. И даже точнее — 9 ноября, 19 часов 34 минуты. В эти минуты, выступая перед гражданами ГДР, Гюнтер Шабовски огласил пересмотренные правила въезда/выезда в/из ГДР, по которым все граждане могли немедленно посетить Западный Берлин. Как только трансляция закончилась, сотни тысяч восточных немцев устремились к границе — Берлинской стене… Солдаты натиска не сдержали.

По словам ведущего немецкого архитектора Ханса Коллхоффа (Hans Kollhoff), после падения Стены и объединения Восточной и Западной Германии, страна, а особенно — Берлин, пережили экономический и культурный подъём, некую мини-революцию: ломался привычный уклад жизни, хотелось не просто зданий, парков, площадей, а символов нового. Потому так востребованы были необычные, знаковые проекты. Самым «знаковым» оказалась «застройка века» — Potsdamer Platz, или Потсдамская площадь.

Deutsche architektur

Справка. Hans Kollhoff — один из самых ярких и парадоксальных архитекторов сегодняшней Германии, несмотря на то что он придерживается традиционной эстетики в архитектуре и апеллирует к живой классике градостроительства (что не очень модно на данный момент). Революционером его делает своеобразное отношение к так называемому гитлеровскому неоклассицизму — «архитектурному времени» 30-х годов.

После Второй мировой войны на стиль этого периода было наложено негласное табу, и только Ханс Коллхофф не побоялся использовать находки того времени в своих проектах. На многочисленные критические выпады у него есть достойный ответ: отказ от классических, самодостаточных форм станет большой победой Гитлера, и допустить этого нельзя.

Потсдамская площадь. Sony Center

 Потсдамская площадь. Она обезлюдела и перестала быть площадью, когда по ней прошла Берлинская стена. Потому именно она самой судьбой была выбрана, чтобы стать символом и объединения, и нового великолепия не только Берлина, но и Германии.

Одним из самых грандиозных сооружений площади стал ансамбль Sony Center — 7 зданий, укрытых шатровой крышей, закреплённой на стальном «обруче», который лежит на зданиях ансамбля. Купол, кроме дизайнерских задач, выполняет функцию жилья для ками — божеств неба и земли, духов. Общая площадь Sony Center составляет 132, 5 тысячи кв. м — чтобы уместить эту громадину и притом сохранить Императорский зал и Зал для завтраков отеля «Эспланада», охраняемых государством как исторические памятники, а также обеспечить транспортную развязку, были предприняты беспрецедентные решения: Императорский зал был перемещён на воздушных подушках, и Зал для завтраков разобран на 500 частей и в точности восстановлен на новом месте.

Deutsche architektur

Теперь залы составляют историческое ядро Sony Center. А во вновь построенных зданиях разместились офисы, развлекательный центр, торговые центры, кинотеатр, жильё, Музей кино. Треугольник Sony Center из стекла и стали — не только символ технического совершенства компании Sony, воплощение новых технологий — он со всей очевидностью демонстрирует торжество в новой немецкой архитектуре 3-х материалов: стекла, стали и бетона.

Стекло, сталь и бетон — три символа свободы?..

Подтверждение тому — ещё одно знаковое строение — Potsdamer Platz Arkaden, торговый центр, созданный родоначальником стиля хай-тек, лауреатом всевозможных премий, бароном и рыцарем (за заслуги), автором парижского Центра Помпиду и невероятного количества европейских сооружений «самого высокого предназначения» Ричардом Роджерсом (Richard Rogers). Торговый центр — сочетание свободного пространства, стекла, стали, он создаёт визуальное впечатление отсутствия несущих конструкций — всё в духе нового Берлина и старого Роджерса.

Стекло и сталь — это и главный вокзал Берлина Lehrter Bahnhof (Центральный вокзал), самый большой вокзал Европы, в котором перроны расположены на 5 уровнях, а поезда уходят во все стороны по 14 путям… Кто-то называет его образцом современного безвкусия, другие — шедевром современной немецкой архитектуры и инженерной мысли. Автор и безвкусицы, и шедевра —  Майнхард фон Геркан.

Современная архитектура Германии

Главным элементом конструкции — и эстетическим, и даже функциональным — можно считать огромный стеклянный купол площадью 85х 125 кв. м, по-особому вытянутый и изогнутый, с интегрированной в него фотогальванической энергетической установкой. Стекло вокзала кажется одетым в сеть из стали, впрочем — как очень многие современные здания Берлина, с разницей лишь в размерах. О размерах и размахе строительства National Geographic даже снял документальный фильм в серии «Суперсооружения». Ценность архитектурную выявит время, как всегда.

Стеклянные наружные коридоры по наружным же стенам — здание посольства Нидерландов авторства Рэма Колхааса (Koolhaas Rem). Стекло и сталь — в «бриллианте» «Гумбольдт-бокса» — информационного центра при строительстве нового Городского дворца — Гумбольдтфорума.

Стекло, сталь и бетон — это ритмично разворачивающиеся, словно летящие конструкции свободного Берлина — современного, делового, очень современного… и очень похожего на все прочие города с победившим «пространством воздуха и лёгкости». При всем многообразии и уникальности форм города, а в их числе и Берлин — символ новой немецкой архитектуры, вдруг стали повторять друг друга, компилируя необычности в рандомном порядке. Они теряют своё лицо — и человеческое, личностное начало.

Послесловие

Из чего строит свои здания Ханс Коллхофф? Из кирпича и натурального камня. Его то ли обвиняя, то ли завидуя, называют «творцом новой респектабельности». Когда возникла необходимость в постройке здания банка «Дельбрюк», проект сначала был поручен архитекторам Зиверсу и Пьящеку, предложившим экстравагантную башню из, естественно, стекла.  Но… Но проект передаётся Коллхоффу, и вместо стекла и экстравагантности появляются гранит, классическая строгость и чёткость очертаний, карнизы и пилястры, богатая в прямом, даже историческом, смысле слова внутренняя отделка. Появляется то, что принято называть «вечными ценностями».


»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>