Заметка об истории дизайна. Стулу посвящается

26 Июн 2012
Рубрика  Историческая справка

История дизайна — это история стула. Того самого, на котором сидят.

Как выглядит икона дизайна?

Современный дизайн историяВ 2006 году на миланской выставке была представлена икона дизайна. Естественно, она имела форму стула. Более того — это и был самый настоящий стул, из алюминия, с гарантией 150 лет, а точнее — пожизненной. Создателем иконы стал человек, который с отчаянной лёгкостью признался: «Мы — мутанты». А ещё он считает, что все проблемы у нас — от нежелания принять этот факт. Если вы категорически не согласны, с претензиями обращайтесь к кавалеру Ордена искусств и литературы, кавалеру Ордена Почётного легиона, 15-кратному премианту международных дизайнерских выставок и конкурсов, оскароносному Филлипу Старку.

Стул-икона родился в воображении Старка обычным народным методом — подключением к коллективному вселенскому разуму. Дизайнер так описал процесс: я закрываю глаза и думаю о стуле…и представляю себе его именно таким… «это Икона». Наверное, в истории дизайна действительно совершился не очень заметный в рамках нашего краткосрочного пребывания на земле, но существенный и тяжёлый поворот: стул идеального дизайна выполнен из чистого алюминия и в абсолютной чистоте линий, пропорций, в нём нет даже намёка на креатив или «завитушки красивостей». И — он прекрасен!

Без начала, до бесконечности

Как писать историю дизайна, не знает никто, ибо не знают самого главного — откуда начинать и что называть её значимыми категориями. Дизайн как проектно-художественная деятельность возникает вместе с началом бурной индустриализации общества (примерно середина XIX века). Дизайн как «супружество ремесла и искусства» (Грегг Бухбиндер, председатель компании Emeco)  начинается вместе с английским «Движением искусств и ремёсел» (конец XIX века), возглавленным поэтом, мыслителем и художником Уильямом Моррисом. Уже в те поры активисты движения восстали против обезличенного машинного производства вещей: победой восстание не увенчалось, но стало отправной точкой для стиля модерн и нового, сегодняшнего дизайна.

История дизайна может рассматриваться как художественно-промышленная деятельность. Тогда её началом будет 1907 год: Петер Беренс, немецкий архитектор, становится художественным директором немецкой компании  «AEG», специализирующейся на производстве электротехники, — Беренсу поручено заботиться о внешнем виде изделий, имидже компании, рекламе продукции и архитектуре цехов.

В начале ХХ века появляются и первые школы дизайна, в том числе знаменитая немецкая Баухаус (Bauhaus), породившая целое одноимённое направление в архитектуре. О школе судят по преподавателям: в Баухаус в разное время делились идеями и вдохновением Пауль Клее — известнейший художник-авангардист, Герберт Байер — художник-дизайнер-график, редактор «Vogue», Ласло Мохой-Надь — один из идеологов мирового авангарда, журналист, художник, теоретик искусства, Василий Кандинский — художник, основоположник абстракционизма — и многие другие, «абсолютно значимые и неповторимые» творцы.

Дизайн как компоновочная деятельность возникает вообще в Адамовы века. Поиск формы предмета, максимально соответствующей предназначению предмета, становится одной из основ прогресса и возникновения цивилизаций. Так, студентам-антропологам из США предложили самостоятельно изготовить каменный топор (рубило). Прошло много времени, пока они, методом бесчисленных проб, установили, под каким углом нужно наносить удары по камню, чтобы получить одновременно острую кромку изделия и не поплатиться его прочностью.

История дизайна в единицах

Но самым обоснованным методом написания истории дизайна является история в дизайн-иконах. Происхождение термина приписывают английскому языку, в котором одно из значений слова «икона» (icon) — «предмет поклонения, кумир, идол, репрезентация (человек или объект указующий)». При этом в дизайне иконами становятся и люди, и предметы.

Яркий пример современной homo-дизайн-иконы — Ив Беар. Беар — это ноутбуки за 100$ для детей из развивающихся стран. Это и уже легендарная «умная сумочка» PUMA, ставшая победителем на международном конкурсе дизайна упаковки The Dieline Awards 2011: упаковку для кроссовок «сумочка + коробка» разрабатывали 21 месяц, год и 9 месяцев искали максимально экономичный и экологичный вариант, в результате чего сократили использование картона на 65%, то есть — сэкономили 20 000 000 мгдж электричества, 8 500 000 кг бумаги, 1 000 000 л воды, уменьшили выбросы углекислого газа на 10 000 000 кг.

История дизайна детские стульяИ, разумеется, Ив Беар — это стул! Футуристический офисный стул  SAYL с подвесками из эластомера, которые растягиваются, одновременно обеспечивая поддержку реперных точек напряжения и давая полную свободу действий.

Каждый известный дизайнер предложил миру свою концепцию стула. Почему именно этого предмета? Он ближе к… нашему телу всех прочих, он практически одежда, только очень ощутимая. На стуле проходит много-много лет нашей жизни. Стул напрямую влияет на наше здоровье, самочувствие, настроение. Стул очень мобилен и будто создан для перемен.

А потому, возвращаясь к началу статьи, повторим: история дизайна — история стула. От камня до… Кто знает. История только пишется. 


»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>