Русская живопись. Краткий исторический очерк

5 Мар 2012
Рубрика  Образы России

Истоки русской живописи

Началом истории русской живописи принято считать эпоху принятия христианства – конец Х века. С идеологией христианства на Руси распространяются традиции византийского живописного искусства, которые останутся главенствующими вплоть до XV века. Мусийные изображения (мусийный – выполненный на красильном дереве) делают сначала приезжие мастера из Греции, у которых обучаются русские талантливые юноши. Один из них – преподобный Алимпий Печерский, первый русский иконописец.

Строгий надзор церковных властей, разрешающих лишь копировать греческие образцы и пресекающих любые попытки отступления от канона, надолго тормозит развитие живописного искусства. До XV века существует единственная школа живописи – корсунская (греческая). Но в XV веке ситуация изменяется в связи с распространением европейских печатных книг, украшенных политипажами и гравюрами. К этому периоду относится творчество Андрея Рублёва, представителя византийской школы, автора росписей московского Благовещенского собора, соборов Троице-Сергиевой лавры и др.

В XVII веке отставание русской иконописной школы становится очевидным даже для церковных властей. Государь Алексей Михайлович для росписи дворцовых палат приглашает западных мастеров, способных писать с натуры – такое умение абсолютно отсутствовало в отечественной школе. Симон Ушаков, царский иконописец, пытается соединить византийскую и европейскую техники и создаёт новый иконописный стиль – фряжский.
XVII век. Начало развития светской живописи
С XVII века на Руси начинает развиваться и светская живопись, особенно решительно – в период царствования Петра Первого. В Италии и Голландии обучаются западной манере письма Матвеев, Захаров, братья Никитины, при Академии наук открывают гравёрный и рисовальный классы.

Мода, стремление к роскоши становятся причиной высокого спроса на живопись во времена Елизаветы Петровны. Но спросом пользуются работы иноземных художников – русские живописцы значительно отстают в мастерстве.

В 1757 году в Санкт-Петербурге была основана Академия Художеств с 5-ю отделениями: живописи, скульптуры и ваяния, гравирования, медальерного искусства (изготовления монет и медалей), архитектуры. Принимали в неё лиц всех сословий и даже женщин (с согласия отца или мужа) – такова была потребность в отечественных талантах. Однако французское руководство учением на долгое время определяет главные виды живописи – историческую и героическую пейзажную в стиле Пуссенов и Клода Лоррена, что стало причиной однообразия и высокой условности изображений.

Б. Левицкий. Портрет Агаши ЛевицкойНо развитие, пусть медленно, идёт. В портретах лучших художников той поры Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Кипренского всё явственнее правдивость натуры. Д. Г. Левицкий становится самым модным портретистом времён Екатерины II. Его парадные, очень красивые работы пользуются огромным спросом а аристократической среде, характеристический пример манеры Левицкого – ростовой портрет Екатерины II. Орест Кипренский причислен к лучшим русским портретистам. Его лучшими работами являются портрет Тордвальсена, картины «Сибилла Тибуртинская», «Девочка с плодами» и др.

Очень долго, до первой половины XIX века, русская живопись оставалась преимущественно подражательной. Живописцы копировали техники и сюжеты французских, итальянских (болонских) мастеров. Причиной были академическое образование и светский запрос, прививавшее, подобно церковным властям, идеи подражательности.

Первыми художниками, сделавшими шаг к самостоятельности и живости изображения, стали Басин, Варнек, Бруни. Однако принципиальный отрыв от традиции классицизма совершает Карл Брюллов, написавший «Последний день Помпеи». Брюллову удалось разбудить в обществе интерес к живому искусству, а его романтическая манера письма стала предвестником русского реализма.

XIX век. Становление национальной живописи
Вторая половина XIX века характеризуется неизменным ростом любви и простого интереса к искусству. Проводится множество выставок. Появляются богатые ценители, скупающие полотна и составляющие частные галереи. Возникают частные рисовальные школы.

В 1825 году в открытом доступе в Эрмитаже организуют отделение русской живописи. Разрыв с подражательной академичностью выражается в обращении к обыденной и крестьянской жизни, сюжетам простой реальности. И пусть в картинах Венецианова скорее поиск красоты, чем глубина мысли, они имеют огромное значение для становления русской реалистической школы.

В 1863 году группа художников во главе с Крамским, осуждая политику Академии художеств, выходят из её состава, а в 1872 году они составляют «товарищество передвижных выставок», в будущем – центр национальной русской живописной школы. С течением времени к ним примыкают самые талантливые и оригинальные художники.

В эти годы появляется Третьяковская галерея, множество музеев не только в обеих столицах, но и в провинциальных городах. Главенствующим направлением становится социально-тенденциозное, призванное изображать воздействуя, борясь, обличая и проповедуя. Идеями литературы и общественной мысли вдохновлены картины Перова, Пукирева, Прянишникова, Корзухина, Савицкого, Мясоедова, Клодта.

И. Репин. Бурлаки на ВолгеМенее дидактичны, более живописны полотна В. Маковского, И. Репина, создавшего исключительно правдивые типы современной ему жизни.

Параллельно жанровой живописи развивается еще одно мощнейшее направление письма – пейзаж. Своего непревзойдённого русского певца обрело море: марины Айвазовского полны жизненной энергетики и мощи. Наивысшей точки реалистичности достигают русские пейзажи Шишкина, за что некоторые отказывают им в принадлежности к искусству живописи: искусство должно воплощать, по их мнению, идею, а не быть хоть мастерским, но всё же копированием натуры. Зато портретисты – Перов, Маковский, Серов – с особенной энергичностью стремятся раскрыть в своих полотнах внутреннее Я «предмета изображения».

Расцвета достигает историческая живопись в творчестве Ге, Мясоедова, Сурикова, Перова. Новая психологичность и реалистичность помогают баталисту Верещагину проповедовать мир, изображая неприкрытую и неприукрашенную правду войны.

Время перемен

Конец XIX – начало ХХ века – время революционных перемен и ожидания возрождения России. В этот период появляются знаменитые «Богатыри» Васнецова и «Запорожцы» Репина, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова. Картины выражают патриотические идеи народного величия и сокровенную мысль о его возрождении.

Но не только обращение к великим страницам истории характерно для времени больших перемен. Младшие передвижники – С. Коровин, С. Иванов, Н. Касаткин и другие – обращаются к жизни глухой российской деревни, создавая остро-социальные, революционные в своей правдивости полотна.

Врубель. Демон (сидящий)Революции – 1905 и 1917 годов – вдохновили и по-особому воодушевили художников. Появляется всё больше графических работ, сатирических журналов, на картинах – стачки, митинги (С. Иванов, Н. Касаткин). Однако в эти же годы появляется другое – упадническое – направление, декаданс, созвучное литературным течениям подобного толка. Его влияние наложило отпечаток на полотна М. А. Врубеля и других живописцев, наполнив их глубочайшей тоской и подчас безнадежностью.

Лирический декаданс, «смягчённый», воплощен в творчестве А. Рябушкина, Б. Кустодиева, М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова. Пробуждение интереса к натюрморту тоже связано с новой эстетикой искусства: каждая вещь как символ иного, идеального мира, знак. Натюрморт теперь связан с миром, его выносят на природу (И. Грабарь).

Русский авангард

Авангардизм первой половины ХХ века представлен множеством течений. В стиле футуризма (кубофутуризма) творили братья Бурлюки, Экстер, Богомазов, Малевич. Пафосом свободного восприятия мира наполнены работы экспрессионистов (В. Кандинский). Неоимпрессионизм, поздний символизм, неопримитивизм, беспредметность, неоклассицизм – всё это названия не столько оформившихся течений, сколько путей поиска нового, иногда ведущих в тупик.
Становление социалистического реализма
После революции поиск продолжается. Но проявления индивидуальности в нём всё меньше, превалирующей становится идеологическая основа произведений. Поэтому стремительно развивается искусство плаката (Д. Моор, В. Дени), монументальных панно (Петров-Водкин, Кустодиев), станковая живопись тяготеет к монументально значимым образам и формам (Б. Иогансон «Допрос коммунистов»).

А. Пластов. Колхозный праздникНазвания картин – «Колхозный праздник» Пластова, «Будущие лётчики» Дейнеки, «Новая Москва» Ю. Пименова и подобные – сами говорят о предметной и идейной содержательности живописи 30-х годов.

Великая Отечественная война мобилизовала силы художников для агитационной работы. Плакат, графика (Л. Сойфертис, А. Пахомов), живопись («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» Дейнеки) должны были вдохновлять на борьбу и поддерживать дух народа и бойца.

Искусство периода послевоенного развития социалистического общества наполнено пафосом воспевания героического труда и Великой Победы. Потому особенно популярен историко-революционный жанр (Соколов, В. Серов,Г. Мелихов). Однако и мирный труд находит своих певцов (Т. Яблонская, Пластов).

Искусство 60-80-х годов

Братья Смолины. ПолярникиИскусство 60-80-х начинает поиск «путей освобождения». Возникает так называемый суровый стиль живописи (братья Смолины), сочетающий истинный героизм и романтизм в пику жиреющему мещанству (картины «Полярники» Смолиных, «Геологи» П. Никонова, «Плотогоны» Н. Андронова).

Однако существовало и неофициальное искусство СССР, андерграунд. Другая живопись была тесно связана с неформальными движениями, выступающими против засилья идеологии (хиппи, концептуалисты, Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства и др.).

Художники, не желавшие творить в рамках в рамках соцреализма, автоматически становились вне системы и поддержки государства. Более того: им запрещено было выставлять работы и пропагандировать своё искусство.

Одной из первых попыток выйти из подполья стала «Бульдозерная выставка» 1974 г..  До этого случались попытки некоторых художников устроить собственные выставки, но экспозиции моментально закрывались: выставка Олега Целкова в Доме архитектора продержалась 15 минут, Эдуарда Зюзина (кафе «Аэлита») – 3 часа.

В 1974 году давление властей на неофициальное искусство возросло. Ответом стала выставка в Битцевском лесопарке в Беляево. В ней приняли участие 13 художников, среди которых О. Рабин – лидер нонконформизма, его сын – А. Рабин, Б. Штейнберг (в дальнейшем работает под псевдонимом Борух), Лидия Мастеркова (уехала после разгрома выставки во Францию, где и похоронена), Ю. Жарких (один из создателей Товарищества экспериментальных выставок, эмигрировал в Германию, затем во Францию) и другие.

Бульдозерная выставка получила такое название за способ, каким была прекращена: на место были высланы самосвалы, 3 бульдозера и водомёты. Милиционеры арестовывали участников, картины конфисковывали или просто сгребали техникой.

Однако результатом стало некоторое послабление властей, разрешивших авангардистам объединиться при Московском горкоме графиков в секцию живописи – так за ними легче было следить. «На Малой Грузинке» выставляли свои работы О. Кандауров, Д. Плавинский, О. Рабин, В. Немухин и другие. За билетами в выставочный зал люди отстаивали огромные очереди, словно за дефицитным товаром. Самой известной из неформальных групп стала «Двадцатка» (В. Глухов, В. Линицкий, К. Нагапетян, В. Петров-Гладкий, С. Блезе, Д. Гордеев и др.) – их работы покупались в основном зарубежными и отечественными дипломатами, потому многое из живописного достояния современного искусства России находится в зарубежных коллекциях и музеях.

Приглашение на Выставку в Беляево


»

2 Responses to Русская живопись. Краткий исторический очерк

  1. аутсорсинг охраны труда

    Он возможно собрать комиссию по охране труда, и так, например когда она воткнет вилку от ламы в розетку, ее уволить за нарушение техники безопасности.

  2. ArbOOz

    Изрядно глубокий урок и позитивный,,воздушно ежели вам данное должно,учите данное тренировка нашего мозга…?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>